Врачи-сурдологи медицинского центра ГУТА-КЛИНИК занимаются подбором и настройкой слуховых аппаратов для пациентов от 16 лет. Для детей моложе этого возраста мы предлагаем комплексную диагностику слуха.
Пациентам младшего возраста рекомендуются заушные слуховые аппараты с индивидуально изготовленным вкладышем. Их отличительная особенность – компактные разноцветные корпуса. Для таких детей заушные аппараты являются наиболее подходящими. Они обеспечивают правильную звуковую стимуляцию, необходимую для развития слухового центра в мозге.
Пациенты постарше могут использовать внутриушные слуховые аппараты, которые изготавливаются на заказ и помещаются внутри уха. Данные аппараты предназначены при потере слуха от 1 до 3 степени.
Как правило, такие аппараты рекомендованы взрослым людям, так как они потеряли слух после того, как овладели речью.
В связи с тем, что дети растут быстро, — устройство может стать маленьким и его придется менять.
Если у вас есть подозрения, что ребенок плохо слышит – это повод для обращения к врачу. Слух у ребенка полностью развит при рождении, поэтому врач сможет осмотреть и провести диагностику, в том числе у новорожденного. Чем раньше будут выявлены нарушения, тем больше шансов у ребенка в дальнейшем жить полноценной жизнью. Ранняя проверка слуха рекомендована, когда в семье происходили случаи наследственной потери слуха. Другими причинами нарушения слуха могут быть различные заболевания (риниты, отиты), ведь слух напрямую связан с состоянием носоглотки.
Проверить слух у ребенка в домашних условиях можно различными наблюдениями, но это не заменит профессиональную диагностику на специальном высокоточном оборудовании. Для решения данной проблемы Вы можете:
- Записаться к педиатру или оториноларингологу в поликлинике, где Вы прикреплены. Врач выпишет направление к врачу-сурдологу для дальнейшего обследования в один из центров по проблемам слуха.
- Обратиться в этот же или ближайший день в специализированный центр ГУТА-КЛИНИК, где Вашему ребенку в комфортной обстановке проведут все необходимые обследования слуха на современном оборудовании и назначат корректное лечение.
Компьютерная аудиометрия
- Во сколько лет можно применять: с рождения
- Время на процедуру: 1,5-2 часа
Данный метод позволяет:
- измерить остроту слуха,
- определить нарушения в работе слухового нерва,
- диагностировать врожденную патологию.
При проведении обследования к голове ребенка присоединяют электроды, соединенные с компьютером. Аппарат фиксирует данные слуховой нервной системы в ответ на сигнал в наушниках. Процедура длительна по времени, поэтому ее можно делать, когда ребенок спит.
Тональная пороговая аудиометрия
- Во сколько лет можно применять: с 4 лет
- Время на процедуру: от 30 минут до 1 часа
Метод проходит в игровой форме и определяет пороги слуха — минимальный и максимальный уровни слышимости при разных частотах и интенсивности. В специальной звукоизолирующей камере на голову надевают наушники и отправляют тональные сигналы. В ответ на звук ребенок должен нажать кнопку или выполнить другие действия: собрать пирамидку, поднять руку. Результатом двух первых методов диагностики служит аудиограмма с показателями частоты слуха и его отклонениями.
Акустическая импедансометрия
- Во сколько лет можно применять: с 6 месяцев
- Время на процедуру: 10-20 минут
Суть данного метода — подача громкого сигнала в ухо. Акустическая импедансометрия позволяет диагностировать заболевания среднего уха и слуховой трубы, определяются пороги дискомфорта – показатели, необходимые при подборе и настройке слуховых аппаратов.
Тимпанометрия
- Во сколько лет можно применять: с рождения
- Время на процедуру: 10-20 минут
С помощью тимпанометрии проверяется подвижность барабанной перепонки. Диагностика осуществляется под давлением воздуха при помощи аппарата (импедансометра), при этом пациент может ощущать заложенность ушей (как при полете, подъеме на высоту). Тимпанометрию используют при проблемах со слухом, воспалении и заболевании барабанной перепонки, слуховых труб и др.
Источник: https://audiology.gutaclinic.ru/children/
Условно-рефлекторная и детская игровая аудиометрия. Подготовка ребенка к обследованию / Дети / Слух — Центр АВРОРА, Киев
© Елена Хоменко, MD, врач-сурдолог, отоларинголог, Елена Соколова, MD, PhD (Отоларингология)
Родители часто спрашивают, что нужно делать перед проведением обследования слуха и как правильно подготовить ребенка к игровой аудиометрии.
Точность результатов обследования существенно зависит от подготовки ребенка. Чем точнее результаты обследования, тем правильнее диагноз. А в случае, если ребенку показаны слуховые аппараты, тем точнее их подбор и настройка по данным обследования.
Недавно были опубликованы результаты многолетних научных исследований ученых из США (читайте статью на нашем сайте), которые доказали, что чем точнее подобраны и настроены слуховые аппараты в соответствии с остаточным слухом ребенка, тем лучше результаты слухопротезирования, быстрее идет развитие речи и языка, лучше успеваемость, более широкий круг общения и при этом большие шансы для дальнейшего профессионального роста.
Вот почему точность аудиометрического обследования имеет такое большое значение, а подготовка к обследованию является первым шагом к ее достижению.
Процесс обследования слуха называется «аудиометрия», т.е. измерение слуха. Результатом аудиометрии ребенка является аудиограмма. Аудиограмма – это график, на который нанесены значения порогов слышимости тональных звуков разных частот.
Порог слышимости – это самый минимальный уровень силы звука, которые слышит ребенок. Он измеряется в децибелах (дБ) относительно стандартизированного порога слышимости у взрослых с нормальным слухом. Именно пороги слышимости являются исходными данными для вычисления по специальным формулам требуемого усиления слухового аппарата на каждой аудиометрической частоте.
У младенцев и малышей до 1,5 лет оценить пороги слышимости возможно только объективным методом КСВП — коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы.
С возраста 1,5 — 3 лет становится возможным точнее определить пороги слышимости методами поведенческой аудиометрии – условно-рефлекторной или игровой.
При этом у ребенка вырабатывают двигательную условно-рефлекторную реакцию на звук со зрительным подкреплением, а обследование проходит в виде игры. Зрительным подкреплением служит появление игрушки, картинки или мультфильма при правильной реакции ребенка.
Точность результатов условно-рефлекторной и игровой аудиометрии зависит от подготовленности ребенка к обследованию. Чтобы получить точную аудиограмму, т.е.
реакцию на самые тихие звуки, которые может слышать ребенок, его нужно научить это делать. В этом очень важна помощь родителей.
Вот как можно научить малыша проявлять реакцию на самые тихие звуки, которые он слышит, а также показывать, что он не слышит звук.
Начальный этап тренировки – выработка условной поведенческой реакции. Прежде всего, следует научить ребенка выполнять какое-либо игровое действие по звуковому сигналу взрослого, например, катить мяч, бросать пуговицу или шарик в банку, надевать кольцо на пирамидку, складывать Лего и другие подобные действия. Важно, чтобы игра была интересна ребенку.
При этом взрослый создает звук, например, ударяя в бубен, барабан, по крышке кастрюли, хлопком в ладоши, дутьем в дудку, произнесением слогов типа «па-па-па», «ба-ба-ба», «ту-ту-ту». Причем ребенок должен видеть это действие взрослого, создающее звук.
Начинать следует с громких звуков, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений. Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, вызывающее звуковой сигнал.
Хорошо, если в начале тренировки второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выступая в роли модели поведения для малыша в этой ситуации.
Один взрослый подает сигнал, а второй – вместе с малышом выполняет соответствующее действие – рукой самого ребенка или параллельно, вместе с ребенком.
Постепенно нужно добиться того, чтобы малыш ожидал звуковой сигнал и не начинал игровое действие без него. Важно видоменять действия, которые выполняет ребенок по звуковому сигналу, чтобы ему не надоело.
Чтобы игра была более интересной ребенку, полезно поменяться с малышом ролями: он подает звуковой сигнал, а взрослый выполняет действие.
Второй этап – выработка реакции только на звук. Когда ребенок научится ожидать звуковой сигнал, необходимо переходить к выработке реакции только на слух. При этом ребенок уже не должен видеть ваши действия, а только реагировать на звук.
Примером выполнения этого упражнения может быть выработка реакции на слоги. Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет его и свои руки на стол, а около них – пуговицу. Обратив своим жестом внимание ребенка к своим губам, взрослый произносит слоги «па-па-па» с громкостью обычного разговора.
В момент произнесения, взрослый рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок начнет сам выполнять действия в момент произнесения слогов (5-8 занятий).
Длительность пауз между произнесением надо постоянно менять, чтобы ребенок не привык к определенному ритму предъявления и не выполнял действие «механически», не услышав звук.
Во время этого упражнения не нужно произносить других слов или звуков. Не надо требовать и ждать повторения этих слогов малышом, вам нужна его реакция на звук – игровое действие. Возможно, позднее он будет повторять слоги/слова сам. Когда ребенок начнет четко реагировать, видя губы взрослого, нужно закрыть их листком бумаги или книжкой – так, чтобы ребенок не видел движение губ. Если ребенок не понимает это задание, нужно снова повторить задание без экрана.
При использовании экрана его нельзя убирать от лица сразу после произнесения звука, чтобы ребенок не реагировал на это механическое действие взрослого как на сигнал для своего игрового действия.
Нужно учитывать, что экран несколько понижает уровень произносимого звука, в большей степени высокочастотных звуков речи, таких как «с», «ш», «х».
Поэтому при тренировке, возможно, придется произносить звук несколько громче, а применять экран для занятий по развитию слуха и речи не целесообразно.
Третий этап – тренировка сообщения об отсутствии звука.
Когда ребенок научится ждать звуковой сигнал и выполнять определенное игровое действие после предъявления сигнала, важно научить его информировать Вас, что сигнала нет – например, развести руки, покачать головой, обозначая «нет», «не слышу». Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил сигнал.
Четвертый этап – тренировка реакции на тихие звуки. Когда ребенок научится реагировать на громкие звуки, надо научить его прислушиваться к более тихим звукам. Для этого сначала надо показать ему разницу между звучанием громких и тихих звуков, используя для этого барабан и сопровождая звук соответствующим жестом.
Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно 2-3 раза в день. Продолжительность занятия 3-5 минут. Наглядный материал и задания нужно менять через 2-3 дня, а потом использовать их снова.
Постарайтесь сделать это интересной игрой, а не скучным уроком. Используйте ситуации и предметы, которые интересны ребенку. Хвалите ребенка за правильный ответ и радуйтесь вместе с ним.
Перед началом обследования полезно повторить домашнюю игру, чтобы напомнить ребенку его задачу отвечать игровым действием на звуки, применяемые при обследовании. Это поможет ребенку войти в игру и получить наиболее точные результаты.
- УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
- ЖДЕМ ВАС НА ПРИЕМ В МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ СЛУХОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АВРОРА®
- Записаться на прием
Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/uslovno-reflektornaja-i-detskaja-igrovaja-audiometrija_—podgotovka-rebenka—k-obsledovaniyu.htm
Диагностика слуха у ребенка: методы проверки в домашних условиях
Проверка слуха (аудиометрия) – часть обследования слуховой системы, при котором оценивается качество восприятия звуковых волн соответствующими мозговыми центрами. Звуки, которые слышит человек, являются простой вибрацией воздуха, твердых или жидких веществ в пространстве. Вибрация порождает звуковые волны, характеризующиеся громкостью (амплитудой) и высотой (частотой). При попадании в ухо звуковые волны преобразуются в нервные импульсы и распознаются в виде звуков. Процедура проверки слуха позволяет диагностировать патологии слухового аппарата и разработать схему терапевтических действий.
Зачем и когда нужно проверять слух
Нейросенсорная тугоухость нередко является признаком врожденных патологий. Если их не обнаружить у грудничка, то со временем это спровоцирует существенную задержку речевого развития.
Подобная ситуация негативно влияет на процесс обучения и значительно снижает качество жизни малыша.
Чтобы предотвратить возможные проблемы развития ребенка и при необходимости начать своевременное лечение, следует проверять слух новорожденного в первые несколько месяцев его жизни.
Существуют определенные признаки, при наличии которых обязательно необходимо провести оценку звуковосприятия ребенка. К ним относятся:
- задержка у малыша развития речи;
- инфекционные болезни, влияющие на слуховой аппарат (корь, менингит и т. п.);
- недоношенность ребенка или низкий вес при рождении;
- наличие проблем со слухом у родителей (наследственная предрасположенность);
- желтуха после рождения;
- гидроцефалия (повышенное скопление церебральной жидкости в ликворной системе головного мозга).
Корь требует контроля слуха
Проблемы со слухом могут варьироваться от незначительной тугоухости до полной глухоты. Многие думают, что человек либо слышит, либо нет: например, если ребенок реагирует на голоса родителей, значит, все в порядке. Однако это не так, потому что существует несколько степеней тугоухости, и частичную потерю слуха сложно диагностировать в домашних условиях.
Методы оценки восприятия звуков ребенком
При возникновении проблем со слуховым анализатором лучше всего обратиться к отоларингологу. С помощью определенных методик и современного оборудования лор-врач сможет установить истинную причину болезни, характер ее течения и степень запущенности.
На сегодняшний день разработано большое количество эффективных тестов, позволяющих определить даже наименьшие отклонения в функционировании слуховой системы:
- Тональная аудиометрия. Это самый распространенный тест на проверку слуха, который проводится с помощью специального прибора – аудиометра. Данный аппарат создает чистые тона разных частот, по каждой из которых определяется минимальная громкость звукового сигнала, слышимая пациентом. По результатам исследования строится аудиограмма.
- Речевая аудиометрия. Позволяет диагностировать уровень слышимости человеческой речи. Этот тест также проводится с помощью аудиометра, через который подается определенный набор слов, а доктор отмечает, сколько из них пациент правильно услышал.
- Аудиологический скрининг. Подобная программа позволяет проверить остроту слуха у ребенка еще в роддоме. В ухо грудничка вставляется маленький наушник и замеряется ответная реакция малыша на воспроизводимые звуки.
- Исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. Проводится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове пациента. Датчики позволяют фиксировать изменения электрических импульсов головного мозга при подаче определенных звуков. Данный тест позволяет выявить не только наличие или отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации.
Такой метод исследования слуха, как импедансометрия, помогает оценить состояние структур среднего уха, участвующих в процессе звукопроведения: барабанной перепонки, слуховых косточек и труб, улитки, слуховых и лицевых нервов. Для проверки у взрослых и детей старшего возраста использую также камертонные пробы.
Как проверить слух в домашних условиях
Кроме профессиональных методов проверки, существуют способы, позволяющие выполнить процедуру в домашних условиях.
Наличие или отсутствие реакции на звук у ребенка можно обнаружить самостоятельно с первых месяцев его жизни.
Чтобы проверить слух у детей, родителям необходимо следить за тем, как малыши реагируют на звуковые раздражения: обычную речь, музыку, хлопки в ладоши, щелканье пальцами и т. п.
Для проверки слуха у детей до 2 лет используются звуковые игрушки и речь разной громкости, от шепота до окриков. При этом нормальным считается состояние, когда ребенок:
- поворачивает голову в сторону шума;
- понимает элементарные слова (например, «нет», «нельзя» и др.);
- пытается воспроизвести услышанное.
К трем годам ребенок должен:
- пользоваться лепетными словами;
- понимать простые просьбы (например, «дай папе мячик»);
- делать определенные движения на знакомые звуки.
До 6-7 лет проверка функционирования слухового аппарата носит игровой характер, так как в этом возрасте дети легко отвлекаются и не могут подолгу сосредотачиваться на каком-либо предмете или звуке.
Полную диагностику слуховой системы осуществить в домашних условиях невозможно. Поэтому для исключения различных патологий, связанных со слухом, следует показать ребенка отоларингологу.
Источник: https://gluhihnet.ru/diagnostika-profilaktika/proverka-sluha-rebenka.html
Диагностика слуха
Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?
Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе.
Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).
Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии.
У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации.
Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду.
В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.
Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?
Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.
Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению.
Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.
Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?
Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга.
В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).
Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.
Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха.
В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры.
Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии.
В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.
Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).
Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.
Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии.
Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL).
Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.
Источник: http://nczd.ru/diagnostika-sluha/
Аудиологический скрининг — отзыв
Всем доброго времени суток!Три месяца назад я родила самого сладкого мальчика и готова по горячим следам, так сказать, поделиться своим опытом и своей горькой историей.
- Сегодня на повестке дня — аудиологический скрининг.
- Хочется в кратце рассказать о своих родах:
- Роды были тяжелые.
- 07-00 — прокол пузыря
- 10 -00 — капельница с окситоцином
- 16-00 — эпидуральная анастезия
- 22-10 — роды с эпизио и вакуум экстракцией.
Ниже скину ссылки на отзывы о естественных родах и вакууме.
В общем, после ужасных во всех смыслах родов мои беды не закончились. Более того, началось самое страшное.
Вот честно — роды ничто по сравнению с тем, что мы пережили потом.
Я покорно ждала выписку, но не тут то было! Мы слегли с билирубином 270. Лечились в роддоме под лампой, но результата это лечение не дало, так как у нас были гематомы и конфликт по группе крови (да да, конфликт бывает не только по резус фактору).
И вот на 5 день было принято решение перевести нас с малышом из ПЦ в патологию новорожденных и недоношенных детей с желтухой и сопутствующими (кефалогематома кровоизлияние в левый надпочечник).
Перед тем, как отправить нас в другое здание, пришла медсестра провести тест на генетические мутации, а позже достала неведомый для меня аппарат. Этот аппарат оказался для проверки слуха у малышей, а процедура называется — аудиологический скриниг, либо коротко — аудиоскрининг.
Аудиологический скрининг новорожденных – это программа для определения остроты слуха у детей сразу после рождения.
По статистике, у 2% новорожденных диагностируется тугоухость, – и точно сказать, что тот или иной ребенок застрахован от утраты слуха, не может никто. Спровоцировать патологию способны разные причины.
В половине случаев проблема связана с генетическими факторами.
К необратимым нарушениям остроты слуха приводит передача аномальных генов от родителей к ребенку, которые вызывают неправильное дородовое развитие эмбриона.
Причины возникновения тугоухости у ребенка могут быть различные, но в большинстве случаев это наследственная патология, либо родовая травма, либо перенесенное матерью тяжелое инфекционное заболевание.
Из всего вышеперечисленного нам не подходит ничего.. В роду, благо, тугоухих у нас нет; я во время беременности не переносила никакие заболевания, кроме легкой простуды на 36 неделе; тяжелой родовой травмы, несмотря на вакуум-экстракцию, у нас не было.
Но нам этот скрининг провели все равно, так как с 2008 года эта процедура стала обязательной в России.
Существуют несколько видов исследования слуха:
Для скрининговой аудиологической проверки новорожденных существует два основных метода исследования:
- Оценка слуховой реакции стволовой части мозга (СРСМ).
- Измерение отоакустической эмиссии (ОАЭ).
Оба способа надежны, неинвазивные, проводятся с помощью специальной аппаратуры. При этом от младенца не требуется никаких действий, кроме спокойного поведения во время теста. Метод, которым будет проводиться скрининг в роддоме или поликлинике, зависит только от оснащения и подготовки медперсонала.
СРСМ тестирует целостность функционирования системы слуха от внешнего уха до стволовых клеток мозга. При обработке звуковой информации, звук в виде импульса проходит через уши в стволовые отделы мозга у основания черепа. Во время реакции на звуковые раздражители соответствующих отделов мозга измеряется ответ стволовой части мозговых клеток.
Метод отоакустической эмиссии (ОАЭ) измеряет реакцию на звук во внутреннем ухе новорожденного. В ходе этой реакции во внутреннем ухе производится звук в ответ на полученный внешний звук.
ест ОАЭ проводится методом расположения маленького прибора, содержащего динамик и микрофон, в ухо младенца. В то время как внутреннее ухо младенца обрабатывает звук, посылаемый с динамика, электрический сигнал проходит по слуховому нерву в стволовые части мозга.
При этом в слуховой системе возникает звуковой сигнал, который возвращается назад в слуховой проход внешнего уха младенца.
- Нам делали второе исследование, путем введения в ушко специального аппарата с насадкой по типу наушника.
- И ВОТ ТУТ ТО И НАЧАЛАСЬ ЖАРА.
- Вставляет медсестра прибор в одно ухо — не прошел, вставляет во второе — не прошел.
- Я стою в недоумении, спрашиваю в чем дело, на что слышу ответ: «Ну не слышит ваш ребенок».
Что, простите?! Вы серьезно?!
В тот день я узнала о кровоизлиянии в надпочечник, что мы вынуждены пролежать в стационаре минимум две неделе, да черт побери, я еще после своих родов не отошла и что я слышу.
Я не могу описать весь спектр эмоций, которые мне пришлось испытать. Не выдержав эмоциональной встряски я теряю сознание и лежу под капельницей. Лежу и думаю, как дальше быть, что делать.. В голове столько мыслей… А сколько слез было пролито.
После капельницы звоню мужу, все рассказываю. Он срывается с работы. Мы бежим к неонатологу. Та говорит, что тест надо переделать попозже и что возможно, это просто ошибка, либо не вышла еще родовая смазка, либо пробки в ушах. Но я думаю, что меня поймет сейчас любая мать: если есть хоть мизерная доля вероятности того, что с ребенком что-то не так — она будет переживать.
Нам сказали ждать месяц.
Я лежала в больнице с ребенком 21 день с момента его рождения. В это время нам перепроверяли слух еще 2 раза, результат отрицательный.
Попытаюсь немного перенести Вас, дорогие читатели, в ту атмосферу: лежу я одна в палате с ребенком, мужа не пускают — нет прививки от кори (точнее она есть, но сделана в другой стране и ради этих результатов муж не полетел за результатами). Я один на один со своими переживаниями. Реву 24 на 7.
Давление зашкаливает. Я успокаивалась лишь на пару часов и то заставляя себя, так как я дико боялась лишиться молока и также малыш все чувствовал, а ему надо было выздоравливать.
У меня рыдал даже муж! Я за все время жизни с ним никогда не видела его слез! Это так тяжело было, не описать словами
Я читала много форумов на этот счет и многие мамы писали, что проходили проверку через месяц и все у них было отлично.
На звук Доминик реагировал через раз, и я все равно жила в страхе..
В месяц проходим проверку по месту жительства — не прошли. Отправили нас к ЛОРу проверить на наличие пробок в ушах. ЛОР не увидела пробок и нам дали направление в сурдологический центр.
Приехали мы туда только в 2,5 месяца. Прошли еще раз проверку на аппарате — результат отрицательный.
Тогда врач стала проверять слух бытовыми методами: била в барабан — ребенок со страху аж подпрыгнул; била в ладоши — реагировал;м гремело погремушкой — реакция была.
После мы прошли в отдельный кабинет и проверили слух каким-то уже более мощным аппаратом, который показал, что у Доминика в ушках еще осталась родовая смазка, а также сурдолог увидела, что в ушках много серы (тогда как по МЖ уверяли, что ее нет).
Сурдолог объяснила, что в нашем случае надо просто выждать время. У нас узкие ушные проходы, сера в ушах и водичка еще не вышла. Но самое главное это то, что подтвердилось, что ребенок слышит!
Да и сейчас нам три месяца и я явно вижу, что ребеночек слышит! Он реагирует на звуки, пугается резких, улыбается на сой голос и замечательно лепечет (тогда как тугоухие детки не лепечут вообще).
Так вот напрашивается вопрос: зачем проводить это обследование в первые дни жизни ребенка? Свести с ума родителей? Я просто не понимаю!
Я могла потерять молоко, да и просто напросто сойти с ума за это время!
На данный момент тест мы еще не прошли, ждем испарения водички и прочистки ушек.
Но мои опасения не подтвердились и это главное! Если и есть снижение слуха у ребенка, то оно минимальное! Но это не значит, что он не слыгит, как мне залепили в роддоме!
В общем, девочки, родненькие, если кто-то столкнулся с такой бедой — не опускайте руки! Просто сразу идите к хорошим специалистам и ждите! И все будет хорошо!
- А тут вы можете прочитать мои отзывы о родах и вакуум-экстракции:
- ВАКУУМ-ЭКСТРАКЦИЯ В РОДАХ
- ЕСТЕСТВЕННЫЕ РОДЫ
Источник: https://irecommend.ru/content/vash-rebenok-ne-slyshit-ili-kak-iz-za-bezobidnogo-obsledovaniya-ya-chut-ne-soshla-s-uma
Проверка слуха при подозрении на аутизм
Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов.
Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра).
Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.
Кто направляет?
Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития.
Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха.
При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.
А есть ли повод для сомнений?
Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит.
Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.
д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?
Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.
Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.
Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?
Как обследуется слух у таких детей?
В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.
Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук.
Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции.
Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача.
Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.
Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом.
При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени.
Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».
Исследование, которое позволяет предположить
Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд.
Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации.
Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.
Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.
Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач.
Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат.
И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.
А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?
В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.
Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха.
Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась.
Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени.
Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.
И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений.
Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей.
Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.
Источник: http://surdolog.com/proverka-sluha-pri-podozrenii-na-autizm-zaderzhke-psiho-rechevogo-razvitija/
Когда надо проверить слух ребенка у детского сурдолога — СурдоЦентр
Когда надо проверить слух ребенка у детского сурдолога
- По статистике на 1000 детей с нормальным слухом рождается 1 полностью глухой ребенок, незначительное снижение слуха у детей встречается гораздо чаще.
- Врожденная глухота и тугоухость может быть наследственной
- или приобретенной во время беременности и родах,
- Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости.
- К группе риска по тугоухости относятся:
- дети мать, которых во время беременности перенесла краснуху, грипп, цитомегаловирусную инфекцию, герпес, токсоплазмоз
- токсикоз беременности
- асфиксия плода
- внутричерепная родовая травма
- повышение билирубина у ребенка более 20 ммольл
- гемолитическая болезнь новорожденного
- масса тела при рождении менее 1500г.
- недоношенность
- применение ототоксических медикаментов
- переношенность более 40 недель
- наследственная тугоухость и глухота у близких родственников
- врожденная патология челюстно-лицевого скелета и патология ушной раковины и слухового прохода
- проведение интенсивной терапии ребенку после рождения
- искусственная вентиляция легких более 5 дней
- оценка по шкале Апгар от 0 до 5
В России всем детям в роддоме должны провести тест слуха.
Это скрининг- для теста применяют метод отоакустической эмиссии -тестируют ответ волосковых клеток слуховой улитки. Результат -прошел — не прошел.
— если ребенок не прошел тест слуха — возникает подозрение на снижение слуха у этого ребенка. Всем детям, которые не прошли тест слуха в роддоме обязательно тест повторяют в возрасте 1 месяца.
- Скрининговый тест слуха может быть
- ложноотрицательным
- это означает, что тест ребенок не прошел, а слух у ребенка на самом деле в норме.
Почему? —Может быть при проверке в слуховом проходе еще была родовая смазка, или датчик был направлен не на барабанную перепонку, а уперся в стенку слухового прохода, или ребенок во время проверки громко плакал.
- Может быть и острый отит, который не привел еще к снижению слуха, но тест не прошел.
- Если в роддоме ребенок тест не прошел не стоит ждать целый месяц,
- лучше показать ребенка врачу сурдологу-оториноларингологу после выписке из роддома.
- Врач осмотрит ушки — если слуховые проходы чистые
- — проведет обследование среднего уха — тимпанометрию —
- чтобы исключить у ребенка экссудативный средний отит.
- Если отит подтвердится -назначит лечение и после лечения — повторное обследование.
- Если тимпанограмма показала, что среднее ухо работает нормально
- — проводится повторно отоакустическая эмиссия — но уже не скрининг
- — а расширенный тест по всем частотам.
- Если при повторном обследовании результат отоакустической эмиссии “прошел”- это говорит о том, что волосковые клетки улитке работают нормально,
- но слух у ребенка может быть в норме или снижен
- Ложноположительный ответ отоакустической эмиссии —
- При отоакустической эмиссии ответ был “прошел” —
- но ребенок на самом деле не слышит или слышит плохо
- — это так называемая нейропатия —когда патология не в волосковых клетках, а в слуховых проводящих путях, в среднем мозге или в коре головного мозга.
- Нейропатия бывает чаще у детей из группы риска и не бывает при наследственной патологии слуха.
- В данном случае понять слышит ребенок или нет и как слышит
- может помочь только полное комплексное обследование:
- КСВП -коротколатентные вызванные потенциалы головного мозга —
- КСВП — показывают ответы всех структур слухового анализатора слуховой системы -от слухового нерва до слуховой коры.
- КСВП при нейропатии как правило дают результат как при полной глухоте, но на самом деле не всегда ребенок глухой — для уточнения как ребенок слышит на разных речевых частотах — необходимо провести еще и ASSR- тест.
- ASSR тест -это Регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны
- При регистрации ASSR- используются другие модуляции, поэтому, если при ASSR- тесте будет виден ответ по основным речевым частотам с лучшими результатами, чем при КСВП можно будет заподозрить нейропатию, вызванную незавершенной миелинизацией слухового нерва, а не глубокой патологией мозга.
- При незрелости слуховых нервов прогноз для слуха ребенка более благоприятен.
- Здесь надо проводить лечение невролога и регулярное наблюдение сурдолог, так как с возрастом при незрелости слуховых путей в процессе лечения происходит созревание и слух ребенка улучшается.
- Обычно не восстанавливается до нормы — но к двум годам значительно улучшается.
- Именно поэтому ребенку при подозрении на снижение слуха необходимо провести весь комплекс обследований слуховой системы.
- Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости, родителям надо внимательно наблюдать за реакцией ребенка на разные звуки, даже если ребенок прошел тест слуха в роддоме и в поликлинике в возрасте 1 месяца, слух ребенка может быть снижен.
- В ООО “Сурдоцентре” есть все необходимое оборудование и работают опытные детские врачи сурдологи для того, чтобы провести ребенку весь комплекс обследования слуховой системы и вовремя поставить правильный диагноз.
- Нормальная реакция на звуки у детей
- Ребенок с нормальным слухом реагирует на все звуки и речь с самого рождения,
- если не реагирует — надо обратиться к сурдологу для обследования слуха.
- в первые 3 месяца:
Малыш перестает сосать, или оживляется если в тихой комнате, на расстоянии 2-3 метра погреметь погремушкой, постучать или позвать ребенка.( ребенок при проверке не должен видеть источник звука).
- — это безусловный рефлекс слухового сосредоточения
- В возрасте от 3х до 6 мес. —
- Дети могут поворачивать голову в сторону голоса мамы с 3-4 метров.
- На громкие и резкие звуки ребенок вздрагивает, морщится или плачет.
- В возрасте от 6 до 12 месяцев
- Ребенок должен определить источник тихого звука с расстояния 4-6 метров,
- он поворачивается вправо, влево и назад ища источник звука.
- На любой звук ребенок к 1 году должен реагировать с одинакового расстояния.
- Чем старше ребенок, тем больше расстояние.
- Помните- реакция детей в этом возрасте быстро затухает и если долго стучать и греметь -ребенок перестанет реагировать на этот звук.
- В возрасте 12-14 месяцев
- ребенок с нормальным слухом и нормальным психическим развитием начинает говорить отдельные слова.
- В активном словаре ребенка должно быть 6-10 слов,
- слова могут быть лепетными, но ребенок называет предметы и действия всегда одинаково. Например -кошку -”мяу”, машину -”у-у”
К 2м. годам ребенок общается простой фразой из 2х. -3х. слов.
- Если ребенок отстает в речевом развитии -надо проверить слух.
- Если ребенок перенес Экссудативный средний отит или тубоотит — обратитесь к сурдологу — проверьте слух и функцию среднего уха у ребенка.
- Дети в любом возрасте болеют ОРВИ,
- осложнением при ОРВИ бывает экссудативный средний отит или тубоотит.
- При тубоотите уши не болят, появляется ощущение заложенности уха иногда шум и снижается слух.
- Ребенок не может описать эти ощущения — он начинает переспрашивать или
- громко включать телевизор.
- Родители иногда расценивают это как баловство и ругают ребенка.
При экссудативном отите из-за нарушении функции слуховой трубы в среднем ухе скапливается жидкость. Барабанная перепонка перестает двигаться — результат- нарушение слуха.
- Если экссудативный отит не лечить в течение 1 месяца -жидкость становится густой, затем развиваются спайки — и снижение слуха становится неизлечимым.
- Увеличенные аденоиды или миндалины закрывают просвет слуховой трубы и тоже развивается экссудативный средний отит, который может привести к тугоухости.
- При простом осмотре уха Лор-врач не всегда может заподозрить наличие экссудативного отита, лечение не назначается во время и слух можно не восстановить.
- Врач сурдолог проводит не только осмотр уха, но и обследование функции среднего уха методом тимпанометрии, проводит проверку остроты слуха методом аудиометрии или маленьким детям ASSR- тест.
- Тимпанометрия
- покажет как двигается барабанная перепонка, есть или нет жидкости в среднем ухе и какое давление в среднем ухе.
- Лор- врачи иногда не рекомендуют удалять маленьким детям аденоиды, но
- если экссудативные отиты повторяются несколько раз в год
- если после излечения от отита при тимпанометрии подвижность барабанной перепонки не восстанавливается
- — избежать развития тугоухости поможет только удаление аденоидов.
- Да иногда они вырастают снова, иногда приходится удалять аденоиды не один раз,
- но нормальный слух ребенка важнее.
- Решить вопрос надо или не надо удалять аденоиды или можно полечить
- — поможет обследование слуха и функции среднего уха у врача сурдолога.
Источник: https://surdo-center.ru/articles/kogda-nado-proverit-sluh-rebenka-u-detskogo-surdologa/