Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

Степень Громкость Характеристика
Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

Степень Восприятие громкости
Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая 40-55 дБ
Третья 55-70 дБ
Четвертая 70-90 дБ
Глухота Более 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

Категория Характеристика
Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Загрузка…

Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/istorii-boleznej/narusheniya-sluha-u-detej-osnovnye-prichiny-razvitiya-klassifikatsiya-i-sposoby-lecheniya

Типы нарушения слуха

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Нарушение слуха на медицинском языке называется тугоухостью. Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путем – операции по восстановлению целостности барабанной перепонки или подвижности слуховых косточек. В некоторых случаях необходимо дополнительное назначение очень простого слухового аппарата — он должен просто усиливать звуки.

Снижение слуха на медицинском языке называется тугоухостью.

Кондуктивное нарушение слуха

Нарушение слуха на медицинском языке называется тугоухостью. Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает:

  • на уровне наружного уха (серная пробка, пороки развития наружного уха);
  • на уровне среднего уха (отверстия и повреждения барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек).

Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путем – операции по восстановлению целостности барабанной перепонки или подвижности слуховых косточек (тимпанопластика, стапедопластика, и т д.). В некоторых случаях необходимо дополнительное назначение очень простого слухового аппарата — он должен просто усиливать звуки.

Причины возникновения кондуктивного типа нарушения слуха:

  • воспаление среднего уха (отит);
  • разрыв цепи слуховых косточек;
  • повреждение барабанной перепонки;
  • нарушение анатомии внешнего уха;
  • отосклероз;
  • ушная сера.

Нарушение слуха – причины, виды и классификация

Сенсоневральное нарушение слуха

Тугоухость, связанная с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерно не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. При этом:

  • снижается болевой порог; звуки интенсивностью чуть громче порога слышимости становятся непереносимыми, тогда как для нормально слышащих людей болевой порог составляет около 100 дБ;
  • затрудняется восприятие речи на фоне шума.
Читайте также:  Е.о. комаровский о соплях у ребенка и грудных детей

Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путем. Электронные схемы назначаемых слуховых аппаратов должны быть более сложными для того чтобы скорректировать индивидуальные особенности слуха конкретного пациента, характерные для данного вида тугоухости.

Причины возникновения сенсоневрального типа нарушения слуха:

  • снижение слуха, обусловленное старением организма;
  • наследственное нарушение слуха;
  • приобретенное нарушение слуха (вследствие болезни);
  • врожденное нарушение слуха;
  • акустическая травма.

Смешанное нарушение слуха

Смешанная тугоухость представляет собой комбинацию кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха.
Таким больным следует назначать те же слуховые аппараты, что и при сенсоневральной тугоухости.

Источник: http://surdis.ru/articles/vse-o-sluhe/tipy-narushenija-sluha/

Виды нарушения слуха

Сурдологи и отоларингологи классифицируют несколько видов потери слуха: нейросенсорная (сенсоневральная), кондуктивная (проводящая) и смешанная, в зависимости от причин, вызвавших нарушение слуха.

Нейросенсорная тугоухость является результатом патологических изменений в системе внутреннего уха или слуховом нерве, проводящем звуковой сигнал в мозг. Кондуктивная указывает на то, что сигнал не попадает во внутреннее ухо из-за травмы или непроходимости слухового канала. При смешанной тугоухости определяется наличие всех перечисленных факторов.

Нейросенсорная тугоухость

Нарушение слуха – причины, виды и классификацияКаждый третий пациент старше 65 лет имеет нарушение слуха

Медицинские наблюдения дают неутешительные результаты — 30% обследуемых лиц старше 65 лет имеют проблемы, связанные со слухом.

Большинство таких пациентов страдают нейросенсорной потерей слуха. Заболевание имеет постоянный характер и развивается при поражении волосковых клеток внутреннего уха или слухового нерва.

Патологические изменения препятствуют или значительно ослабляют передачу нервных импульсов, несущих сведения о мощности и характере звуков в мозг.

Врожденная нейросенсорная тугоухость устанавливается у детей, имеющих наследственные хромосомные мутации — генетический синдром либо является результатом внутриутробного инфицирования вирусами краснухи, герпеса, TORCH-инфекции.

Причины нейросенсорной тугоухости

Развитие нейросенсорной тугоухости на более поздних этапах жизни может быть вызвано массой неблагоприятных факторов, среди которых можно выделить:

  • пресбиакузис, развивающийся в ходе физиологического процесса старения;
  • регулярное воздействие громких шумов;
  • Болезнь Меньера — негнойное поражение внутреннего уха, сопровождающееся увеличением объема эндолимфатической жидкости;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • инфекционные заболевания — корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит;
  • аутоиммунные заболевания;
  • злокачественные опухоли внутреннего уха, например, акустическая неврома;
  • негативное воздействие ототоксичных препаратов;
  • травмы внутреннего уха, слухового нерва.

Клиническая картина

Симптомы нейросенсорной тугоухости проявляются в виде изменения восприятия громкости и ясности звуков:

  • восприятие шумов, как слишком громких или очень тихих;
  • звон в ушах постоянного характера;
  • ощущение непонимания, плохой слышимости речи окружающих людей;
  • затруднение восприятия речи двух или нескольких человек;
  • трудности при прослушивании информации в шумных местах — вокзалах, спортивных стадионах, развлекательных центрах;
  • головокружения, расстройство чувства равновесия;

Источник: https://sluh.online/tugouhost/tipy

Нарушение слуха

Нарушение функций слуха приносит массу проблем, как психологических, так и социальных. Мир без звуков подобен просмотру немого кино, где без подстрочных титров очень сложно разобраться в сути происходящего.

Особенности поведения при нарушении слуха

Тугоухость в большинстве случаев прогрессирует так незаметно, что далеко не всегда удается распознать ее зарождающиеся признаки. Первыми замечают неладное родственники и коллеги: люди с нарушением слуха постоянно переспрашивает собеседника, стараются сделать звук телевизора погромче, не реагируют на оклики, становятся ворчливыми и раздражительными.

Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы. Им кажется, что трудности в общении возникают из-за посторонних шумов или недостаточно внятной и громкой речи собеседника.

Многие бояться признаться в потере слуха, потому что считают такое состояние ущербным и доказательством надвигающегося старения. Осознание проблемы часто приводит к тягостным переживаниям и отчаянию.

Диагностика нарушения слуха

Для определения слуховой чувствительности используют аудиометрию – метод определения наименьших звуковых колебаний, которые способен услышать пациент.

Методы диагностики нарушения слуха

Тональная аудиометрия

Прибор издает простейшие звуковые сигналы различной частоты и громкости. Обследуемый, услышав звук, информирует об этом врача. Результаты восприятия фиксируются в аудиограмме. Таким способом обследуют слух у взрослых и детей старше 10 лет.

Речевая аудиометрия

Сурдолог просто беседует с пациентом шепотом или обычным голосом. В ходе разговора врач определяет имеющиеся границы восприятия речи различной громкости и уровень понимания услышанного.

Данный вид диагностики является самым объективным. К голове обследуемого прикрепляют электроды, через которые компьютер регистрирует реакцию мозга на проводимую акустическую симуляцию серией щелчков разной интенсивности и частоты.

Обследование позволяет выявить врожденные патологии и определить зону поражения.

Качество слуха определяется автоматически, без активного участия пациента, поэтому может применяться даже к новорожденным и лицам с психическими отклонениями.

Классификация нарушений слуха

В аудиологии принято разделять нарушения слуха по разным критериям:

  • По степени нарушения слуха различают легкие, умеренные, глубокие нарушения и полную глухоту.
  • По месту – двустороннее и одностороннее нарушение слуха.
  • В зависимости от момента возникновения – врожденные, генетически обусловленные и приобретенные нарушения слуха.
  • По характеру развития тугоухости – острые (появляющиеся внезапно) и хронические (вялотекущие) нарушения.
  • По типу расстройства – кондуктивные (повреждение механизма звукопроведения) и нейросенсорные (повреждение механизма звуковосприятия).

Виды нарушения слуха

Кондуктивное нарушение слуха

Вызывают повреждения барабанной перепонки, развитие инфекционного процесса в среднем ухе или образование серной пробки. Снижение слуха происходит из-за препятствий на пути звукового сигнала.

Нейросенсорная тугоухость

Объединяет формы нарушения слуха, связанные с дисфункцией звуковосприятия. Наиболее распространены сенсорные нарушения слуха, возникающие в результате повреждения волосковых клеток улитки, отвечающих за преобразование звуковых волн в нервные импульсы. Невральные нарушения слуха обусловлены уменьшением количества нейронов в лабиринте внутреннего уха.

Причины нарушения слуха

Возраст

Нарушение слуха у пожилых обусловлено возрастными изменениями во всем организме. Склероз сосудов негативно сказывается на кислородном питании звукопроводящей системы, что приводит к ее дистрофии.

Акустическая травма

Источники звука свыше 120 дБ (взрыв, выстрел, гром) убивают волосковые клетки, что приводит к моментальной потере слуха. Спровоцировать развитие нейросенсорной тугоухости могут звуки от 90 дБ.

Механическая травма

Повреждение барабанной перепонки происходит при слишком агрессивной чистке ушной раковины твердыми предметами (спичкой, шпилькой и т.д.). Подобная травма возникает при резком ударе в ухо, падении, прыжках в воду.

Ухудшение слуха наблюдается после частых ушных инфекций, а также у переболевших ангиной, менингитом, гриппом, паротитом. Тугоухость является осложнением таких хронических заболеваний, как гипертония и сахарный диабет.

Лекарственные препараты

Снижение слуха, как побочный эффект, наступает после длительного приема антидепрессантов, снотворных, сильных антибиотиков.

Длительное воздействие шума. Звуковой фон, превышающий 40 дБ, беспрерывно действующий на слуховой анализатор, медленно, но верно разрушает его структуры. По этой причине снижение слуха наблюдается у работников предприятий и любителей громкой музыки.

Коррекция нарушения слуха

Компенсация нарушений слуха может осуществляться хирургическим вмешательством и посредством слухопротезирования.

  1. Кохлеарная имплантация – самый перспективный хирургический способ восстановления слуха. Суть операции состоит в том, что теряющему слух человеку во внутреннее ухо вживляется имплант, выполняющий основную функцию волосковых клеток – формировать нейросенсорные сигналы.
  2. Слуховые аппараты. Заушные, внутриушные и карманные устройства призваны компенсировать недостаточную слышимость. Встроенный микрофон улавливает звук, затем небольшой динамик усиливает его и передает в слуховой канал.

Профилактика нарушения слуха

  • Избегайте громких звуков.
  • В шумных местах прикрывайте уши руками или пользуйтесь берушами.
  • Вовремя лечите инфекционные заболевания.
  • При возникновении любых проблем (появление боли, выделений, шума в ушах) обращайтесь к врачу.

Источник: https://odeve.ru/narushenie-slukha.html

Дошкольная сурдопедагогика

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.

В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия.

Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.).

Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1 – 2 м.

При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е.

потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15 – 20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В.

Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан).

Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.).

Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Таким образом, все глухие дети имеют бо́льшие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицинских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

  1. 1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;
  2. 2-я степень – от 40 до 55 дБ;
  3. 3-я степень – от 55 до 70 дБ;
  4. 4-я степень – от 70 до 90 дБ.
  5. Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

Читайте также:  Немеет горло - причины и лечение чувства онемения

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.

У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха.

Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи.

Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме.

В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

3. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой – нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития.

Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха может быть определяющим фактором в развитии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию.

Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться.

Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи.

Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии по степени снижения слуха Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени.

Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

По состоянию речи среди слабослышащих выделяются дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткая аграмматичная фраза) и те, кто владеет развернутой фразовой речью с небольшим отклонением в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.

У позднооглохших детей речь сохраняется в различной степени, однако для ее сохранения необходима специальная сурдопедагогическая работа, которая должна начинаться сразу же после выявления потери слуха.

Позднооглохшие дети в связи со своеобразием речевого развития выделяются в особую категорию детей со сниженным слухом.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:

1) специальная школа для глухих (неслышащих) детей; 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким речевым недоразвитием.

Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

2. Во время посещения детского сада для глухих или слабослышащих детей проанализируйте данные о развитии детей одной из групп; выясните причины снижения слуха. Определите соотношение различных причин снижения слуха (наследственные, врожденные, приобретенные) у детей этого возраста.

3. Каковы основные теоретические положения педагогической классификации Р. М. Боскис?

4. Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослышащего?

5. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей выясните, есть ли в старших возрастных группах позднооглохшие дети, уточните время снижения или потери слуха, охарактеризуйте их речевое развитие.

6. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм детей по классификации Л. В. Неймана. Определите возможности восприятия речи в соответствии с данными аудиологического исследования.

7. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм, определите степени тугоухости у всех детей группы. Сделайте выводы о разнообразии состава детей по состоянию слуха в группах для слабослышащих.

Литература

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.

Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. – М., 1980.

Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л., 1989.

Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ – М., 2001.

Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. – М., 1984.

Глава 3. Методы обследования слуха у детей

§ 1. Выявление нарушений слуха у детей[1]

Источник: https://iknigi.net/avtor-lyudmila-golovchic/31861-doshkolnaya-surdopedagogika-lyudmila-golovchic/read/page-6.html

Нарушение слуха у детей: этиология, классификация, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер

  • Государственное бюджетное  учреждение города Москвы
  • «Городской психолого-педагогический центр
  • Департамента образования города Москвы»
  •  Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.
  •                                                                                        Подготовил: учитель-логопед

                                                                                        Пятчиц М.В.

  1. Москва 2015
  2.      Категории детей с нарушениями функций слухового анализатора
  3.      К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.
  4.      Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.
  5.      Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).
  6.      Слабослышащие —  лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.
  7. Этиология нарушений слуха
  8.      Этиология  нарушений  слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

     В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций —  это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

     Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

     О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными.

Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками  при наличии наследственной предрасположенности.

Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

     Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору.

 При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы.

В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

Строение слухового анализатора

     Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

  1. Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
  2. Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
  3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

     При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

Классификации детей с нарушениями слуха

     В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация  Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта,  и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.

Клиническая классификация Л.В.Неймана

  •  3 степени тугоухости:
  • 1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.
  • 2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.
  • 3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.
  •  4 группы глухоты
  • 1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.
  • 2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.
  • 3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.
  • 4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

Педагогическая классификация Р.М.Боскис

1 группа — глухие:

  1. Ранооглохшие;
  2. Позднооглохшие:

  2.1. Дети, овладевшие речью;

  2.2. Дети, не овладевшие речью.

2 группа — слабослышащие:

  1. С легким нарушением речи;
  2. С тяжелым нарушением речи.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Состояние моторики

     Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

Состояние психических процессов

    Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

  • дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
  • методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
  • отставание в овладении счетными операциями.
Читайте также:  Причины мокроты в горле – почему собирается слизь

     У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации.

Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная.

Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

     При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

Нарушение речевого развития

     В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха  не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также  не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме  в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит  в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги.

Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

Формирование компонентов речи у неслышащих детей

Фонетико-фонематическая сторона речи.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/12/14/narushenie-sluha-u-detey-etiologiya-klassifikatsiya

Классификация и виды нарушений слуха

Слух – жизненно важный орган чувств, поэтому его роль в развитии ребенка сложно переоценить. Слуховой анализатор является сложным механизмом, в работе которого задействованы три основные составляющие – орган слуха (включает наружное, среднее и внутреннее ухо), проходящие в нем нервные окончания, а также слуховой центр, расположенный в коре головного мозга.

Существует множество классификаций, характеризующих способность человека слышать и воспринимать звуки. Рассмотрим основные из них:

Первая классификация детей с нарушениями слуха включает в себя два вида патологического состояния – глухота и тугоухость. Глухота характеризуется полной утратой способности к звуковосприятию.

Под тугоухостью подразумевается частичная потеря слуха, при которой существует сложность в восприятии человеческой речи, однако остается способность к получению словесной информации, хоть и на более низком уровне, чем в норме.

  • По причинам возникновения аномалии

В медицине хорошо известна классификация нарушения слуха в зависимости от факторов, спровоцировавших патологию. В соответствии с ней причины возникновения тугоухости или глухоты делятся на следующие виды: кондуктивные, нейросенсорные (сенсоневральные) и смешанные.

Кондуктивные факторы, влияющие на слух, связаны с наличием препятствия, мешающего нормальной звукопередаче.

Такими препятствиями может стать серная пробка, повреждение барабанной перепонки, отечность тканей слухового прохода, наличие новообразования, воспаление органа слуха и другое.

Кондуктивная тугоухость всегда связана с плохой передачей звука от внешнего уха к среднему или от среднего к внутреннему.

Причины нейросенсорной тугоухости кроются на уровне восприятия звуковых сигналов.

При этом снижение слуха происходит из-за поражения звуковоспринимающих органов – гибели волосковых клеток внутреннего уха, вследствие чего процесс звукопередачи искажается или вовсе перестает функционировать.

Патология может возникнуть из-за повреждения слухового нерва, в результате осложнения после вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ, кори, менингита) или после приема некоторых лекарственных препаратов (например, антибиотиков группы гентамицина или нестероидов).

Смешанный вид тугоухости возникает в результате одновременного воздействия кондуктивных и нейросенсорных факторов.

  • По времени возникновения патологии

В зависимости от периода возникновения нарушения слуха подразделяются на следующие виды: острые, хронические и врожденные.

Острое (внезапное) нарушение слуха возникает спонтанно, буквально за несколько дней или недель. Причинами такой тугоухости могут стать полученные травмы, острое инфекционное поражение или опухолевые образования.

Хронические нарушения могут формироваться несколько месяцев или нескольких лет. При этом тугоухость возникает из-за длительного влияния негативных факторов – проживания в шумной местности, привычки громко слушать музыку, профессиональные вредности и прочих.

Врожденная тугоухость связана еще с эмбриональным развитием или патологическим процессом родовой деятельности. Причинами врожденных аномалий могут стать болезнь матери во время беременности, токсическое поражение плода на фоне курения или употребления алкоголя будущей мамой, родовая травма.

Данная классификация лиц с нарушением слуха отталкивается от степени снижения слуховых возможностей и отклонения от нормальных значений – в норме человеческое ухо должно воспринимать звуки в частоте от 0 до 25 дБ. Таким образом, отоларингологи выделяют 4 степени нарушения слуха (тугоухости):

  • Ребенок может улавливать звуки на громкости от 26 до 40 дБ.
  • Порог восприятия звуков повышается до 41-55 дБ.
  • Порог слышимости находится в диапазоне от 56 до 70 дБ.
  • Ребенок способен улавливать громкие звуки свыше 71 дБ.

В случае, если способность к восприятию звуков полностью отсутствует, пациенту ставится диагноз «глухота».

Именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью во врачебной практике и носит название международная классификация нарушений слуха.

  • По времени возникновения и степени нарушения, а также уровню развития ребенка

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха оказала огромное значение для формирования специальных детских учреждений. Суть концепции состоит в делении детей на группы, в зависимости от их способности к обучению, которое определяется состоянием слухового анализатора. Также учитывается наличие у ребенка недостатков в развитии, обусловленных снижением слуха.

Так, слабослышащие дети делятся на 4 группы:

  • глухие, не владеющие речью – к ним относятся глухие от рождения или очень рано потерявшие слух;
  • глухие, сохранившие речь – позднооглохшие;
  • дети с тугоухостью, хорошо владеющие речью;
  • дети с тугоухостью, плохо воспринимающие человеческую речь.

Источник: https://www.youhear.ru/klassifikatsiya-narusheniya-sluha/

Какие факторы могут приводить к нарушению слуха

О нарушении слуха говорят, когда человек не слышит шепот и тихие звуки. Существуют нарушения разной степени – от легкой до тяжелой. Если человек не слышит звуки с частотой меньше 90 дБ, ставится диагноз полная глухота. Ее можно вылечить хирургическим путем или с помощью слухового аппарата.

Слуховая дисфункция – это неспособность слухового анализатора улавливать и обрабатывать звуки низкой амплитуды и частоты. Классификация тугоухости основывается на причинах, которые породили заболевание.

Кондуктивные патологии – это блокирование звука в звуковоспринимающем отделе. Возникают из-за физической преграды в виде серной пробки, грануляций и других факторов.

Сенсорные патологии возникают из-за отмирания волосков в ушном лабиринте. В результате становится невозможна передача и обработка звука в улитке.

Невральные факторы – это отсутствие способности мозговых отделов воспринимать нервные импульсы от слухового анализатора. В результате патологий они могут неправильно интерпретироваться, у человека возникают аудиогаллюцинации.

Сенсоневральные патологии развиваются из-за дисфункции ушных волосков и мозговых отделов. Низкоамплитудные шумы не передаются в головной мозг, а остальные неправильно интерпретируются. Это сложное заболевание, при котором практически невозможно восстановить способность слышать сигналы частотой ниже 25 дБ.

Комбинированные факторы объединяют несколько патологий – невральных, кондуктивных, сенсорных.

О причинах слуховой дисфункции

Нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным. Если все отделы уха сформированы правильно у младенца, восстановить способность слышать можно без проблем.

Основные причины врожденной слуховой дисфункции:

  • Желтуха в неонатальном периоде;
  • Краснуха и другие инфекции во время беременности;
  • Ототоксические лекарства или алкоголь, которые употребляла беременная женщина;
  • Аномально низкая масса тела младенца;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Асфиксия при рождении;
  • Генетические особенности.

Причины приобретенного нарушения слуха различны. К этому могут привести болезни, травмы, воздействия громких шумов. Самая распространенная причина – отит среднего уха. В результате может развиться слабая или средняя тугоухость. Но в некоторых случаях заболевание приводит к тяжелой степени, которую трудно вылечить хирургическим путем.

У детей к проблемам со слухом может привести практически любое ЛОР заболевание:

  • Грипп;
  • Менингит;
  • Скарлатина;
  • Эпидемический паронит;
  • Корь.

К тугоухости могут привести заболевания носоглотки, которые ухудшают звукопроводимость. Правильное лечение помогает вылечить недуги. Антибиотики, которые употребляются для лечения ЛОР болезней, тоже отрицательно влияют на слуховую функцию у взрослых и детей.

Травматический фактор

Одна из главных причин ослабления слуха – травмы. У младенцев они связаны с применением акушерских щипцов во время родов или давлением на головку при прохождении через родовые пути. При падении новорожденного с большой высоты могут возникнуть травмы внутреннего уха.

У взрослых людей основным фактором ухудшения слуха признается воздействие сильного шума. Регулярное прослушивание аудиосистем в наушниках снижает проходимость и восприимчивость низкочастотных шумов. Также играет роль возрастная дегенерация слуховых клеток, поэтому у пожилых людей наблюдаются проблемы со слухом.

Симптомы патологии

Слуховые нарушения сложно поддаются лечению из-за того, что пациенты поздно обращаются за медицинской помощью. Нельзя игнорировать симптомы, нужно сразу обращаться к оториноларингологу. Признаки проблем:

  • Боли в ухе (как постоянные, так и периодические);
  • Нечеткое восприятие шепота;
  • Шум в ушах;
  • Боль при ощупывании ушей;
  • Ощущение, как будто переливается вода в ухе.

Если вы заметили, что постоянно просите собеседника повторить только что сказанные слова или плохо воспринимаете речь по телефону, это повод обратиться к врачу и пройти диагностику.

Своевременное обращение к врачу гарантирует полное или частичное восстановление слуха без слуховых аппаратов. Первичная проверка у оториноларинголога включает осмотр ушной раковины и барабанной перепонки. Это помогает выявить механические повреждения органа и его патологическое состояние.

Для определения степени ослабления слуха назначаются следующие исследования:

  • Компьютерная томография;
  • Отоневрологический анализ;
  • Импедансометрия;
  • УЗ допплерография;
  • Тональная аудиограмма;
  • Камертонные пробы;
  • Регистрация слуховых потенциалов.

Тональная аудиометрия – это распознание звуков разной громкости и частоты. Тональная аудиограмма показывает характеристики звукового восприятия у пациента. В дополнение к ней используется речевая аудиометрия – распознание слов, которые произносит врач с разной громкостью.

В ходе этих анализ врач проверяет разные отделы уха, которые отвечают за прием, анализ, передачу в мозг звуковых сигналов и их интерпретацию. После этого можно поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение.

Лечение снижения слуха имеет комплексный характер. Оно включает лекарственные препараты, упражнения на слуховое развитие, применение слуховых аппаратов.

Проблемы со слухом и речью у детей лечат с помощью специальных логопедических и сурдологических методов, упражнений, консультаций психоневролога. В этом случае важно развивать одновременно речь и слух. Логопедические упражнения позволяют поставить правильное произношение слов и артикуляцию. Они подбираются индивидуально для каждого ребенка.

В некоторых случаях назначается хирургическая операция для восстановления слуха. В ходе нее восстанавливается слизистая оболочка среднего уха, и устраняются повреждения в звукопроводящем отделе. Дополнительно больному рекомендуют соблюдать диету с большим количеством витаминов группы В, так как они улучшают проводимость нервных волокон.

Как избежать снижения слуха

В группе риска по тугоухости находятся новорожденные:

  • С глухими близкими родственниками;
  • Переболевшие желтухой или менингитом;
  • С критически низкой массой тела;
  • Подвергшиеся асфиксии при рождении.

Таким младенцам нужно проверить слух как можно раньше. Периодически проверки нужно повторять, чтобы понять, насколько правильно идет развитие всех систем.

В детском и подростковом возрасте нужно ставить прививки от кори, краснухи, паротита и менингита. Это поможет избежать инфекций и их осложнений.

Во время беременности женщины должны оберегать себя от травм, отказаться от сильных антибиотиков, алкоголя и курения, регулярно проверяться на венерические болезни. Это поможет избежать патологий развития плода.

К профилактике снижения слуха относится снижение уровня шума дома и на работе. Если вид деятельности связан с громким шумом, нужно использовать средства индивидуальной защиты. Также не рекомендуется долго слушать аудиоматериалы в наушниках на высокой громкости.

Предотвратить патологии внутреннего уха и барабанной перепонки гораздо легче, чем их вылечить. Если вы заметили, что стали хуже слышать, обратитесь к оториноларингологу для проверки слуха.

Источник: https://GorloNosik.ru/uho/sluh/faktory-narusheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector